Грегер М. Не сдохни! | Рецензия

Книга Не сдохни Грегер Рецензия

Внушительная по объему книга «Не сдохни!» с подробными и детальными доказательствами преимуществ растительной диеты перед любыми другими. Сложная книга. Не по прочтению, а по отношению к ней.

Грегер. Не сдохни! Еда в борьбе за жизнь. СПб.: Питер, 2019. 464 с.

Начнем с названия. Оригинальное — How not to dye. Наше же какое-то со всех сторон неудачное. Сначала тебя оглушают грубыми призывами, потом — в подзаголовке — дезориентируют какой-то едой, которая борется за чью-то жизнь. Если не знать контекста, можно подумать, что это какие-то сельскохозяйственные исследования борьбы еды за выживание. Но нет, речь про нашу жизнь.

В книге две части. Первая состоит из глав с милыми сердцу названиями «Как не умереть от болезней печени» или «Как не умереть от рака». Радует, что здесь уже можно не сдыхать. Поблажка нам.

Главы наполнены тоннами клинических исследований и доказательствами, что лучший способ преждевременно не покинуть этот свет — растительная диета. Все. Хотя нет, строгая растительная диета. Веганство.

С одной стороны, эта книга  должна была быть для меня. Что в ней есть?

Сухое изложение фактов. Если вас бесят книги, где рассказывают историю какого-нибудь Джона, а потом историю Мэри, и как их жизнь поменялась благодаря чему-нибудь и вот этот весь успешный успех и здоровое здоровье, и больше ничего, кроме этих историй, то эта книга для вас. Истории встречаются, но очень-очень редко.

Зато много, очень много исследований, не какие-нибудь на трех с половиной мышах, а двойные слепые рандомизированные плацебо-контролируемые.

Мыши с крысами тоже присутствуют, но их стараются держать как бедных родственников в дверях, ненужного веса им не придавать. Иногда, правда, результаты столь милы автору, что он этим пренебрегает. И тогда следуют сентенции типа:

Ничего ж плохого не произойдет, если вы добавите пару ложечек этого замечательного порошка в ваш рацион. Нет, этому, конечно, еще предстоит пройти клинические испытания, прежде чем будет окончательно доказана его полезность для профилактики и лечения, но мышкам понравилось. Это же просто еда.

И тут я плавно перехожу к тому, что в книге меня смущает. А это какие-то мелкие недосказанности и всякие логические ошибочки в аргументации. И даже не это, а ощущения, что они намеренные.

Так, например, отмечается редкость болезней сердца в сельском Китае и Африке с общим выводом: дело не в наследственности, а в рационе питания. Сменяется место жительства, сменяются риски для сердца. И это правда. Действительно, ваше питание влияет на ваши риски. Что никак не отменяет, например, того факта, что у жителей Африки вариация гена, который дает большую защиту от атеросклероза. Но нет, у автора только одна причина — западная диета.

Или вот проблема полезности рыбьего жира. Это действительно спорный продукт, и у нас могут быть к нему претензии. Но посмотрим уровень аргументации:

В 1980-е годы было проведено исследование с участием двух тысяч человек, и вроде как при употреблении ими рыбьего жира смертность снизилась на 29 %. Хорошо же? Но потом было проведено еще одно исследование уже с участием трех тысяч человек, и выяснилось, что риск окопытиться вдруг даже повысился.

Это автор считает достаточным доказательством вредности рыбьего жира. Может быть, он владеет какой-то более подробной информацией, но нам выдает только эту. И из того, что у 2000 риск выжить оказался выше, чем у 3000, не следует, что правы 3000. Из этого следует вопросы, а чем эти 3000 отличались от 2000.

Или вот проблема фитиновой кислоты. Автор указывает на то, что фитаты связывают тяжелые металлы и выводят их из организма, а еще они нейтрализуют избыток железа. То есть, фитаты — молодцы, надо больше фитатов в жизнь.

А что же с другими свойствами фитатов? Ведь они связывают не только тяжелые металлы, а иногда и что-то нужное мне прихватывают. А вот эти мысли автор называет предрассудками. Я уж не говорю, что делать тем, у кого избытка железа не просто не наблюдается, а его недостаток — норма жизни.

Короче, читать эту книгу и совсем не разбираться в питании не стоит. Или просто берите общую рекомендацию автора: растительная диета.

Кстати, диета эта стала спасением для бабушки автора, которая должна была умереть от болезни сердца в 65 лет, но с изменением питания прожила еще 30. Это впечатляет. Хотя немного удивляет, как человек, перенесший несколько шунтирований, не попытался изменить свою диету раньше.

Вторая часть книги о рационе питания самого автора. Вам расскажут, какие продукты следует употреблять и в каком количестве, сдобрив авторскими лайфхаками. Например, предложат держать банку консервированной фасоли в холодильнике и добавлять горсть везде, где это уместно.

Здесь все мягче, не столь категорично и без постоянных запугиваний, сколько американцев умерло от каких-нибудь болезней. Больше никто не будет держать кусок бекона возле ваших коронарных сосудов, угрожая немедленной смертью. Если вам очень хочется познакомиться с этой книгой, то можно ограничиться только второй частью, она к тому же значительно меньше по объему.

Долго думала, что меня так смущает в книге. Потом поняла, что объяснения типа «ешьте брокколи, потому что сульфорафан», а «помидоры, потому что лептин», а то «вы все умрете» действует ровно столько, сколько вы держите в голове «вы умрете». А решения принятые из страха, они так себе решения.

Ну и общее впечатление: мной как-то затейливо манипулируют. Да, вроде как из лучших побуждений, но все же подталкивают туда, где, как автор считает, мы будем жить долго и счастливо. Хотя нет, просто долго.

Еще немного об этой книге в телеграм-канале.


Дружить можно в телеграм.

Еще интересных книг:

Уорнер Э. Разъяренный повар | Рецензия
Книга «Разъяренный повар» от шефа критикует современные диеты за антинаучность, знакомит вас с отношением автора к науке и Гвинет Пелтроу, а также описывает механизм, почему наш мозг ошибается.
Смотреть
Книга Уорнер Разъяренный повар Рецензия
Поллан М. Дилемма всеядного | Рецензия
Три пищевые цепи человека: промышленная, пастбищная и цепь охотников и собирателей. 
Смотреть
Поллан Дилемма всеядного Рецензия

Author: Oksana Tokaeva