Книга «История нашей еды» о советском пищепроме 1980-х годов и об изменениях 1990-х от участника и свидетеля этих событий. Не историческое исследование, скорее, мемуары.
Капустин А. А. История нашей еды. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних. М.: Издательство АСТ, 2021. 288 с.
Книг по пищевой индустрии США и Европы достаточно. Конечно, все это очень любопытно само по себе. Но еще более любопытным оно становится от сравнений. А тут у нас провал. Немного той информации, которая была бы любопытна:
Как развивался пищепром, особенно, после войны, именно с позиции изменений в продуктах? Автор настаивает, что у нас все было абсолютно натурально, но изменения все равно были. Срок годности того же майонеза в 1950-е и в 1980-е годы разный. Как менялись технологии и менялись ли они вообще? Как была выстроена система снабжения? И так далее.
В целом, очень интересно, как развивалась пищевая промышленность, у которой не стоит задача — прибыль?
Ну, и что я имею вам сказать по этому поводу? Если вы, подобно мне, подойдете к этой книге с этим списком, то разочаруетесь. Расслабьтесь, она не об этом.
Пусть вас не смущает размытый термин «советская еда». Книга ограничена по территории и по времени. Автор пишет о том, что происходило с ним лично. Поэтому — только Ленинградская область и 1980-е и 1990-е годы.
Да, иногда эпизодически автор может касаться чего-то вне этого круга, но это не меняет общих тенденций.
Книги о советском времени читать (да и писать) сложно. Почему? Потому что большинство людей это эмоционально триггерит.
Если где-то сидит внутри установка, что «там было зеленее» или обратное, то любой намек, который с вашей установкой не сходится, подсознательно заставляет вас выцеплять соответствующие моменты в книге. Спорить с автором, обвинять его в предвзятости, навешивать на него ярлыки. Короче, либо он для вас ретроград, либо недостаточный защитник.
Не буду вас призывать бороться с этой установкой, но постарайтесь эмоционально не сильно вовлекаться.
К слову, автор старается быть объективным. И, ругая «суррогатную» современную еду, он не забывает ни о колбасных турах, ни о дефиците, ни об обратной темной стороне ряда процессов.
Книга написана живым человеческим языком. Будем встречать «ни фига» и «тырить». Знаю, некоторых подобные конструкты коробят.
Основная заявленная ценность книги — опыт автора, который курировал пищепром в Ленинграде. Наверное, небольшой исторический экскурс был бы любопытен тоже, но зачем-то тут же вставляют крошечную главку про введение картофеля.
История советского сельского хозяйства такая краткая, что возникает вопрос, зачем она вообще. Она должна была ответить на вопрос, почему у нас все было так плохо. Но все это настолько широкими мазками, что проще сделать вид, что ее не было.
Автор немного коснется ассортимента продуктов. Но надо иметь в виду, что это будет ассортимент именно Ленинградской области, а не всей территории СССР. Плюс — опять же немного — технологии. Тут — ничего захватывающего.
Что-то для меня было скучноватым. Например, перечисление общепита Ленинграда. Были рестораны. Ну, были и были… как-то ни о чем. А как было организовано, скажем, снабжение, наценка, меню? Что там было внутри?
Совершенно не интересна была система организованного воровства на предприятиях общепита и в торговле.
Примерно треть книги посвящены изменениям в 1990-е годы. Частные примеры, что развитые страны делали и делают с сельским хозяйством и пищевой промышленностью других стран. Стратегия описана в разных источниках, разве что вместо Африки или Латинской Америки примерчики будут поживее для нашего уха.
Хотя больший объем занимают горемычные мытарства молокозавода, которым руководил в начале 1990-х годов сам автор и все то, что люди вкладывают в понятие «лихие девяностые» (терпеть не могу это выражение, но, черт, емкое).
Строго формально — все это уже не про «советскую еду». Но интересен живой опыт автора по вхождению корпораций в нашу жизнь.
Нет, все это не значит, что ничего любопытного в книге нет. Например, было очень интересно, как запускали новый продукт в СССР. Спойлер: долго. Особенно мне понравилось полугодовое тестирование на добровольцах.
И вот такой информации хочется больше, чем анекдотов о купании в чанах с молоком. Но, что есть, то есть.
Общее впечатление — какой-то взъерошенности, непоследовательности. Выдержана хронология, но содержательно — как-то рыхло и с разным ритмом. Про развал СССР и нововведения в пищепроме и сельском хозяйстве в 1980-е годы — относительно подробно.
Это книга — немного мемуары, немного размышления автора о питании вообще, о пищепроме. Все это перемешано фактами, но ограничено территориально — Ленинградом. Если не ждать фундаментального исследования о советском пищепроме (а я ждала поначалу), то книга любопытная.
Субъективен ли автор? Да. Но если пишешь не про логарифмы, насколько можно быть объективным? Новейшая история всегда самая сложная для осмысления.
Дружить можно в телеграм.
Все сведения носят справочно-информационный характер и рекламой не являются.
Еще по пищепрому: