Книга «Против зерна» отличная, если вам интересно влияние сельского хозяйства на развитие человечества в целом и отдельно человека. Тематика — от проблем государственности до здоровья отдельного нового зерноеда.
Скотт Дж. Против зерна: глубинная история древнейших государств. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020.
Как-то я прочитала книгу, в которой прямо было сказано, что зерно — есть зло и причина голода и массовых смертей. Умозаключение было вроде даже не совсем голословное, приведены доказательства, но мне не понравилось.
Я готова была воспринять результаты исследований, согласно которым человек на зерне «измельчал», и стал более восприимчив к болезням, и меньше и хуже жил. Но вывод мне казался каким-то передергиванием. Наверное, потому, что до зерна о массовости речь не шла.
Но вопрос для меня остался незакрытым и я искала какое-то внятное исследование. И эта книга — более чем внятное и, главное, последовательное.
Если вы получали свое образование давненько, то эта книга будет разрушать. Если ваши учителя или преподаватели вкладывали в вас цепочку оседлость — сельское хозяйство — государство, то лучше сразу начать их произвольно переставлять. Если вы по привычке оцениваете все звенья этой цепи, как то, что двигало нас к светлому будущему, то давайте дружно вспомним, чем мечты о «светлом» закончились в последний раз.
Итак, существовали города без сельского хозяйства и сельское хозяйство без оседлого образа жизни. Но стало ли это мейнстримом? Очевидно, нет. Почему? Точного ответа нет.
Те, кто переходил к сельскому хозяйству, терял в качестве пищи и, соответственно, в количестве нутриентов. Считается, что только сейчас мы стали одного роста с нашими предками-охотниками.
Тесное соседство с животными дали нам такие чудные болезни как корь, оспу или грипп. Такое же соседство с другими людьми — возможность делиться всеми этими болезнями невозбранно. А потом — вымирать и снова где-то начинать сначала.
А еще у нас появилось государство. И вместе в ним налоги и обременения тем, кому не повезло. Меня очень позабавила фраза, что Великая китайская стена была не только преградой для кочевников, но и для собственных граждан.
С этой версией о происхождении государства у меня вышел чистый конфуз и я попыталась понять, что же не так?
Неожиданно, но нехорошие философы Просвещения задурили когда-то девушке голову, заставив поверить, что государство могло родиться из договора.
Но почему же, почему? Не разумнее ли предположить, что люди смотрели на все с точки зрения выгоды для себя, а не общества? А государство тут — лишь лишний повод для работы?
Ну и так далее, в книге есть и любопытные данные о варварах, об одомашнивании женщины, о гибели городов. Но без пресловутых оценок, плохо это или хорошо. Зло это или не зло?
В конце концов, именно такое развитие людского племени позволило родиться нам с вами. Хорошо это или нет?
Дружить можно в телеграм.
Еще книг по истории еды: